Что можно (нужно) написать на надгробной плите?
Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска
Надгробная плита или памятник не являются необходимой частью убранства могилы православного человека. Необходим крест – символ Спасения и грядущего Воскресения мертвых. Однако Православная Церковь не возражает и против надгробной плиты.
Прежде всего, необходимо точно указать на ней, кто покоится под данной плитой: имя, отчество, фамилию, даты рождения и смерти. Если усопший был известным человеком, и деятельность его была значима для общества, будет уместным указать род его деятельности, заслуги, звания, награды. Не следует писать длинных биографических очерков; усопшего следует охарактеризовать буквально в нескольких словах. Благочестивая православная традиция рекомендует размещать на надгробных плитах и памятниках назидательные цитаты из Священного Писания или православного богослужения. Например, одну из заповедей блаженств, наиболее точно соответствующую характеру умершего человека, или фрагмент молитвы, выражающей надежду на лучшую посмертную участь: «душа его во благих водворится»,- или прокимен: «праведник яко финикс процветет»,- или: «со святыми упокой, Господи, душу раба Твоего»…
Если усопший был литератором или историком, на могильной плите можно поместить подходящую этому скорбному месту цитату из его собственного произведения.
В прошлом существовал особый литературный жанр эпитафий - надмогильных надписей, в котором преуспели многие русские поэты. Самая известная поэтическая эпитафия из трех слов сочинена Державиным для надгробной плиты полководца Суворова. Она поражает своим величием и лаконизмом: «Здесь лежит Суворов». Не менее хороша своим лаконизмом эпитафия, сочиненная Н.М. Карамзиным для надгробной плиты малолетней девочки: «Покойся, милый прах, до радостного утра».
Прекрасная, хотя и боле пространная, эпитафия принадлежит поэту М.М. Хераскову:
Я век свой по свету за пищею скитался, Пристанища нигде я в мире не имел. Везде я странствовал, жил тамо, где хотел, Чужим я был одет, чужим я и питался.
Убогим сиротой от матери остался, Но мир, прияв меня, как сына воспитал. Всяк пищу мне давал, и мною всяк гнушался, Но я отцами всех на свете называл.
Всечасно был гоним я в свете роком строгим. Родился сиротой, живот скончал убогим, И видел множество различных счастья проб:
Как жизнь та ни гнусна, но я об ней жалею, Я небом был покрыт, а днесь покрыт землею. Мне дом был целый свет, а ныне - тесный гроб.
Также в форме сонета составлена эпитафия современником Хераскова поэтом А.С. Сумароковым:
Едва вступил я в свет, вступив в него вопил. Как рос в младенчестве, влекомый к добру нраву, Со плачем пременял младенческу забаву. Растя, быв отроком, наукой мучим был.
Возрос, познал себя, влюблялся и любил, И часто я вкушал любовную отраву. Я в мужестве хотел имети честь и славу, Но тщанием тогда я их не получил.
При старости пришли честь, слава и богатство, Но скорбь в довольствии мне сделала препятство. Теперь приходит смерть и дух мой гонит вон.
Но как ни горестен был век мой, но стонаю, Что скончевается сей долгий страшный сон. Родился, жил в слезах, в слезах и умираю.
Разумеется, приведенные стихотворения-эпитафии - это литературные произведения, которые не выбивались на надгробных плитах. Однако намеченные в них темы тщеты земной человеческой жизни в соединении с христианским упованием на Жизнь Вечную могут быть отражены в современных мемориальных сооружениях.