Богослужебные
Уставы еще на этапах своего
формирования знали попытки наделить отдельные
христианские праздники свойствами особого
величия и торжественности. Эта идея
приобрела наиболее завершенную форму в
Русской Православной Церкви,
где в отдельную группу были отнесены 12
важнейших празднований. Они,
несмотря на объективную индивидуальную
специфичность, характеризуются рядом общих
особенностей, которые являются уникальным
источником по истории богослужения, а также
литургической гимнографии, агиографии и эортологии.
В настоящем учебном пособии представлено
сравнительное диахронно-синхронное описание корпуса
двунадесятых праздников по следующим
признакам: событие праздника, история его
установления, святоотеческая экзегеза
праздника, его динамика в православном
богослужении, а также в неправославной
традиции (например, в дохалкидонской и западной) и
нек.др.
Для студентов духовных учебных
заведений, преподавателей литургики, а также
для всех, кому интересны и небезразличны
вопросы истории и современности
православных праздников.
Содержание
Введение
Богослужебные Уставы еще на этапах своего
формирования знали попытки наделить отдельные
христианские праздники свойствами особого
величия и торжественности. Эта идея приобрела
наиболее завершенную форму в Русской
Православной Церкви, где в
отдельную группу были отнесены 12 важнейших
празднований. Они, несмотря на
объективную индивидуальную специфичность,
характеризуются рядом общих особенностей, которые
являются уникальным источником по истории
богослужения, а также литургической гимнографии,
агиографии и эортологии – причем не только
византийской, но и славянской.
В связи с этим учебно-научное издание,
содержащее сведения о формировании системы
двунадесятых праздников, их событийной,
исторической и литургической преемственности,
этимологии названий, а также конкретный разбор
качественного и количественного наполнения
разновременных богослужебных формуляров,
в том числе и исконных, которые зачастую
восстанавливаются с известной
степенью вероятности, представляется
весьма актуальным и полезным для
богословско-прикладных дисциплин.
Целостный корпус двунадесятых праздников
в целом и каждое из празднований в
отдельности чрезвычайно красноречиво
свидетельствуют о непрерывной динамике
эортологического круга, то есть прежде всего об
этапах формирования памятных событий и христианских
праздников, а также о фазах становления
церковного календаря.
Кроме того, систематический очерк истории важнейших
православных празднований актуализирует
давно назревшую необходимость в
конструктивной критике подходов, с помощью
которых анализируется эортология Русской Церкви.
Нужно признать, что многие вопросы получали до сих
пор преимущественно
духовно-нравственную оценку
(освящение плодов и ветвей, чины
колепреклоненных молитв, погребения
Пресвятой Богородицы и проч.), которая в
полной мере не может удовлетворить ни
специалистов-литургистов, ни приходское
священство, ни православную
общественность.
Стоит особо отметить, что публикуемые справочные
материалы не решают, в отличие от традиционных
учебников литургики (схиархимандрита Иоанна
(Маслова), Г.И. Шиманского и т.д.),
практических задач, связанных с развернутым
представлением современных
чинопоследований. Принципиальным было показать
широкую историческую панораму двунадесятых
праздников – исходя из строгих
научно-богословских позиций. Именно они вкупе
с непротиворечивыми уставными
рекомендациями должны стать в будущем основой
не только для написания разнообразных учебных книг по
литургике, но и для составления богослужебных
указаний для священно- и церковнослужителей.
Таким образом, становится очевидной
богословско-научная и практическая новизна
данного пособия.
Его основным содержательным центром,
безусловно, является сравнительное
диахронно-синхронное описание корпуса двунадесятых
праздников по следующим признакам: событие
праздника, история его установления,
святоотеческая экзегеза праздника, его динамика
в православном богослужении, а также
в неправославной традиции (например,
в дохалкидонской и западной) и нек.др.
Источниками для этого учебного справочника послужили
Типикон, богослужебные книги – комплект Миней,
Октоих, Триодь Постная, Триодь Цветная,
используемые ныне в Русской
Православной Церкви, а также
материалы (греческие и славянские, печатные и
рукописные), которые извлечены из трудов
свящ. Михаила Желтова, А.А.
Дмитриевского, А.А. Лукашевича, Ю.И.
Рубана, М.Н. Скабаллановича, Н.Д. Успенского и др.
Их разыскания и составляют научно-методологическую
основу настоящего пособия.
В нем будут освещены следующие вопросы:
этапы общего формирования богослужебного календаря
в связи с двунадесятыми праздниками;
поступательное введение в
месяцесловы празднований, причисленных позже к
двунадесятым; условия (богословские,
литургические, внешние и проч.), побудившие к
динамическому выделению среди великих
празднований тех, которые отличаются сугубой
значимостью и торжественностью.
Кроме того, будет представлено детальное описание
всех двунадесятых праздников,
построенное по единой схеме, которая, однако, в
конкретных случаях может расширяться, а также
выборочно рассмотрены некоторые спорные
вопросы описательной и исторической литургики:
праздничный статус (Господский или Богородичный),
эортологический синкретизм, формулировки отдельных
уставных предписаний и их целесообразность и нек.др.
Эти проблемы находятся в непосредственной
связи с логикой учебного времени, которое
отводится на изучение двунадесятых
праздников в рамках дисциплины
«Литургика» на третьем курсе
духовных семинарий. Именно для ее учащихся в
первую очередь и предназначено данное пособие.
Заявленные научно-богословские проблемы и
учебно-методические цели определили структуру настоящей
учебной книги. Она состоит из введения,
трех глав, заключения и списка использованной
литературы.
Вторая и третья главы построены по
единообразному плану, что значительно облегчает
усвоение учебного материала и способствует его
систематизации.
Помимо этого, пособие снабжено четырьмя
приложениями: «Святоотеческая экзегеза
двунадесятых праздников»;
«Праздники, причисляемые Русской
Православной Церковью к
двунадесятым, в дохалкидонской и западной
традициях», «Иконография двунадесятых
праздников». Они – конечно,
вместе с основными разделами, наглядно
иллюстрируют междисциплинарные связи (литургики и
догматического богословия, истории Церкви,
гомилетики), установление которых чрезвычайно
важно в контексте современного
богословского образования.
В помощь учащимся приведен краткий
словарь, в котором разъяснены некоторые
богословские, литургические и общенаучные термины.
Надо надеяться, что данное пособие послужит надежным
справочником по истории двунадесятых
праздников, став тем самым еще одним
дополнениям к уже имеющимся учебникам по литургике.